Социальная история Османской империи

     В 1878—1913 гг. 25% ежегодного импорта составляли хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани европейского производства, а также изделия из них. Еще 10% османского импорта приходилось на ввоз продукции европейской пищевкусовой промышленности, главным образом сахара33. Помимо этого из Европы ввозилось много модной одежды, обуви, предметов домашнего обихода, мебели, изделий из стали и чугуна. Следовательно, существенная часть внутренних потребностей страны удовлетворялась на основе внешней производственной базы. Разрыв в воспроизводственной цепи был, таким образом, весьма заметным явлением в хозяйственной жизни Османской империи.

      Обратимся теперь к социальной истории Османской империи. В этой сфере, как и в области ее экономического развития, характер противоречий был во многом отличен от противоречий западноевропейского переходного общества. Рождение капиталистического уклада в условиях этой страны сопровождалось зарождением острейшего межэтнического и межконфессионального конфликта, который проистекал из различий в уровнях общеисторической подготовленности пародов империи к развитию в их среде капиталистических отношений.

     Напомним, что все население Османской империи делилось на определенные религиозно-этнические общности, или миллеты, и что в массе своей члены каждого из миллетов в социально-политической и экономической жизни османского государства выполняли исторически обусловленные и закрепившиеся за ними функции. Торговля, финансовые операции и другие виды предпринимательской деятельности сосредоточивались главным образом в руках представителей немусульманских миллетов — греков, армян, евреев, а также болгар и других христианских подданных султана. В их этнической среде прежде всего и происходило накопление необходимого социального потенциала для дальнейшей эволюции Османской империи в переходную эпоху. Что касается турок, то они в этом отношении существенно отставали от христиан. Экономическая деятельность основной массы турок замыкалась в скованной феодальными отношениями деревне; верхи же турецко-мусульманского милле-та монополизировали государственную и военную службу, что также мало способствовало их переходу к социальной активности нетрадиционного типа. Немногочисленное турецкое купечество было занято внутренней торговлей, выхода к внешнеторговым операциям оно практически не имело.

image
Сардины на черепице