Скачок в развитии капиталистических форм в условиях Османской империи

     Другие развитые отрасли местной промышленности по существу представляли собой экономические анклавы, встроенные в экономику империи иностранным капиталом23. И при этом — здесь мы воспользуемся словами современника и известного знатока экономики Турции начала XX в. А. Руппина — «как бы ни была совершенна в техническом отношении вновь вводимая отрасль промышленности, она наталкивалась на то, что недостает обширной армии обученных промышленных рабочих, кадров опытных коммерческих и технических служащих, что средства сообщения не на высоте и власти еще не достигли понимания необходимости промышленной деятельности».

     Как видно, скачок в развитии капиталистических форм в условиях Османской империи одновременно означал и отрыв этих высших форм производства от общего уровня социально-экономического развития. Возникновение фабрики не было глубоко подготовлено предшествующим ходом общественной эволюции, в значительной (если не в определяющей) мере оно было результатом воздействия внешних факторов, поэтому и сам по себе процесс перехода промышленного производства на фабрично-заводскую его стадию был выражен слабо, развивался локально и в целом неорганично качественному состоянию общества.

     То же самое «забегание вперед» по отношению к общему уровню развития общества просматривается и при характеристике инфраструктурного, прежде всего железнодорожного строительства в Османской империи во второй половине XIX — начале XX в. Заметим, что железнодорожное строительство было самой крупной по затратам капитала частью «экономического эксперимента», который проводили султанское правительство и иностранные концессионеры — «эксперимента» по «вживлению» в хозяйственную жизнь элементов экономической системы капиталистических обществ. Под тем или иным углом зрения результаты этого «эксперимента» уже неоднократно рассматривались в советской исторической литературе. Авторы анализировали политические и социально-экономические последствия железнодорожного строительства в султанской Турции, неизменно обращая внимание при этом на значительные выплаты османского правительства иностранным концессионерам по так называемым «километрическим гарантиям», и эти выплаты обычно характеризовались как показатель сверхэксплуатации страны европейским финансовым капиталом.


Результаты наблюдений за явлениями, происходящими на Солнце