Причины, приведшие к геноциду армян в Османской империи

      Проецируя тревоги и опасения Али-паши на конец XIX — начало XX в., можно, как кажется, утверждать, что во всем комплексе причин, приведших к геноциду армян в Османской империи, антагонизмы, которые возникали на базе различий в социальной динамике мусульман и христиан, имели отнюдь не маловажное значение.

     Изучение документов и материалов, связанных с этой трагедией армянского народа, позволяет заключить, что в массовых избиениях армян были повинны не только султанские войска, жандармерия и полиция. В армянских погромах участвовали значительные группы сельского и городского мусульманского населения, громившие торговые лавки армян, уничтожавшие и расхищавшие их имущество. Часто эти действия непосредственно не инспирировались османскими властями.

     Это, в свою очередь, позволяет предположить, что та социальная катастрофа, которая разразилась в Османской империи на рубеже двух веков и в результате которой инонациональная буржуазия, по мнению исследователей, как историческая категория и как фактор развития общества перестала существовать40, явилась своеобразным свидетельством отторжения мусульманским обществом развивающегося капиталистического уклада с сопутствующим этому процессу ростом .имущественного й социального неравенства населения. Ускорившаяся концентрация богатств у представителей торгово-промышленных и финансовых кругов должна была восприниматься мусульманской массой как существенное отклонение от традиционных социальных норм, как явное нарушение социальной справедливости. Но поскольку и торговля (внешняя и внутренняя), и промышленность, и финансовые операции находились в основном в руках христиан, то и классовые антагонизмы в обществе, разделенном по этноконфессиональным признакам и насыщенном противоречиями на религиозной и национальной почве, должны были преломляться через их призму и принимать форму межнациональных столкновений.

     Предложенный нами обзор некоторых аспектов экономического и социального развития Османской империи в XIX — начале XX в. позволяет, как кажется, прийти к выводу о том, что в рассматриваемый период естественноисторический ход эволюции этой страны был во многом изменен: «сверху» — в результате проведения реформ Танзимата и «извне» — как следствие колониальной экспансии европейских держав. В общественно-политическую и экономическую жизнь империи встраивались буржуазные политические и экономические учреждения и институты, на выработку которых западноевропейским обществам потребовались целые исторические эпохи. В результате развитие капиталистических отношений в Османской империи явно ускорилось. Вместе с тем мы отмечали, что экономический процесс в этой стране и «по вертикали» (при восхождении от низших к высшим формам экономической жизни) и «по горизонтали» (имея в виду основные экономические связи в ходе самого воспроизводства) приобрел в известном смысле дискретный характер. Ускорение социального прогресса ближневосточных обществ при подключении их хозяйственной жизни к мировому капиталистическому рынку сопровождалось усилением внутренних социально-экономических и политических противоречий и способствовало формированию особого типа исторической эволюции, для которого стало характерным глубокое нарушение генетической целостности и системности развития.

image
Таверна “Гусь и вертел”