Место общин в соцмально-экономической структуре

     Различным было и место общин в социально-экономической структуре. Коренное еврейское население составляло — за некоторыми исключениями—низшие и средние слои. Значительная их часть традиционно жила в глубинке — деревнях и небольших поселках внутренних районов. Из-за отсутствия надежных данных трудно дать количественную оценку этого явления, определить, какая доля примерно стотысячного еврейского населения Магриба (весьма приблизительная оценка на 1850 г.) жила за пределами больших городов. Однако даже в первой четверти XX в., после нескольких десятилетий мощного оттока жителей из сельских районов, там проживало не менее 35% евреев.

     Они жили в своих селениях или, чаще, в отдельных кварталах мусульманских городков и деревень. Незначительное число их в каждой из стран традиционно крестьянствовали, было даже несколько чисто сельскохозяйственных еврейских поселений. Однако в подавляющем большинстве это были мелкие торговцы и ремесленники. Так, например, по переписи 1936 г. 52,3% глав еврейских семей Триполитании, живших за пределами Триполи (т. е. в селах и мельчайших городках), было занято в торговле и 33,2% — в ремеслах.

     Наиболее зажиточные торговцы имели лавки и одновременно занимались мелкооптовой торговлей, предоставляя в кредит товары многочисленным бродячим торговцам. Эти «коробейники» почти круглый год кочевали по самым глухим и труднодоступным местам, обменивая потребительские товары (ткани, женские украшения, чай, соль, сахар и т. д.) на сельскохозяйственную продукцию. Повсеместно практиковался сезонный кредит. Часто они посредничали при обмене между враждующими арабскими и берберскими племенами. Большинство ремесленников также почти весь год странствовали от племени к племени, возвращаясь к семьям только на редкие религиозные праздники. Как правило, торговцы и ремесленники имели устоявшиеся годами маршруты и сроки пребывания, поэтому члены того или иного племени заранее знали об их приходе.

image
Полиморфноклеточная саркома