Конфронтация между христианами и мусульманами

     Следует отметить, что конфликты на почве заметных изменений в материальном положении мусульман и христиан стали разгораться в Османской империи уже в первой половине XIX в. Примером может служить ситуация, сложившаяся тогда в сирийских провинциях Османской империи. По данным современных исследователей, наплыв дешевых европейских товаров в те годы разорил многих мусульманских ремесленников и торговцев (прежде всего в Дамаске и Алеппо), традиционно ориентированных на удовлетворение местного спроса. Сирийское же христианское купечество, занятое обслуживанием растущей внешней торговли, в 30—40-е годы прошлого столетия значительно разбогатело. В немалой степени росту богатства в среде христиан способствовали и проводившиеся тогда же в Сирии административные реформы. Накопленный христианами относительно высокий уровень знаний позволил им в ряде случаев потеснить мусульман в создававшихся учреждениях новой административно-бюрократической структуры. Это вызвало ощутимые подвижки в существовавшей до того времени системе распределения материальных благ между представителями христианских и мусульманских миллетов по линии фиска. Главное же, усилившееся приобщение христиан к государственному аппарату резко повышало их социальный статус, нарушая тем самым традиционные устои общественно-политической организации Османской империи.

     Все эти изменения, привнесенные в жизнь сирийских провинций торговой экспансией европейского капитала и реформами Танзимата, привели к росту напряженности в отношениях между христианами и мусульманами Сирии. Как отмечал один из арабоязычных авторов того времени, «рост численности христианского населения, его богатство и процветание являлись для турок (мусульман) постоянным источником раздражения, будили в их душах чувства ненависти и мести».

     К сказанному остается добавить, что вызревавшая на почве имущественной дифференциации конфронтация между христианами и мусульманами имела в Османской империи отнюдь не локальный характер. В эпоху реформ, которые предоставили возможность проявиться накопленному потенциалу социального развития мусульманских и христианских миллетов, описанная ситуация возникала во многих районах империи. Не случайно один из крупнейших государственных деятелей эпохи Танзимата великий везир Али-паша в своем политическом завещании прямо указал на возможность возникновения в империи крупных политических осложнений, связанных с растущим разрывом в материальном положении христиан и мусульман. Он объяснял и причины ухудшения материального положения мусульман, чувствуя приближение кризиса, искал выхода из него. «Необходимо,— писал в 1871 г. Али-паша, обращаясь к султану,— чтобы мусульмане последовали примеру христиан и занялись сельским хозяйством, торговлей, индустрией, искусством. Работа — единственный прочный капитал. Только в работе, государь, мы найдем спасение!».

image
Печать порока